Статьи

Родословная электрички: от первых шагов до современности

Рельсовый транспорт – это не только поезда дальнего следования. Это большое семейство: метро, трамваи, дрезины, электрички.

Сегодня познакомимся с родословной последней сестрички. Электричка – такое ласковое прозвище имеет рельсовый транспорт, связывающий города и пригороды, более официально именуемый электропоездом.

Первая в мире железная дорога появилась еще в 1825 году, а уже в 1879 году публике был представлен первый электропоезд. А вот до СССР электрички добрались лишь через половину столетия. В 1926 году по маршруту Баку-Сабунчи-Сураханы прошел первый советский электропоезд, а еще
через три года, 3 августа, была запущена линия Москва-Мытищи – именно этот день считают Днем Рождения электрички. Первые электропоезда состояли из одного моторного и двух прицепных вагонов, а в каждом вагоне была оборудована кабина машиниста («вожатого» – как именовали его в те годы).

Моторвагонная секция «Эм» (Электро-Моторный электровагон) считается «отцом» современного электропоезда. Над его созданием трудились как отечественные производители (кузова вагонов и тележки, тяговые электродвигатели), так и заграничные мастера (электрооборудование для тяговых электродвигателей поставлялось английской компанией «Vickers»).

Эти вагоны выпускались с 1929 по 1934 годы, и было выпущено 33 моторвагонные секции этой серии. В дальнейшем эти секции получили наименование «Св» (не путать с аббревиатурой «СВ» – спальный вагон), что означало – поезда для северных дорог с электрооборудованием «Vickers». Популярность электропоездов с каждым годом набирала обороты, потребность в них росла, и и через 5 лет в оборот была принята новая серия моторвагонных секций «Сд». На них уже использовалось отечественное электрооборудование, производства московского завода «Динамо», но по лицензии американской компании «General Electric».

Далее была создана ещё не одна модификация секций – «См», «Ср», «Смв», «Рс» и т.д., но все вагоны до 1951 года выпускались с деревянными крышами, покрытыми рубероидом, залитые битумом и покрытые брезентом, и только во второй половине прошлого века для этих целей начали использовать сталь.

Более привычного для нас вида электрички появились уже в 1957 году – это электрички серии «ЭР». Поезд состоял уже не из трёх-вагонных секций, способных работать независимо друг от друга, как раньше, а из пяти двух-вагонных секций, способных работать только в сцепе. Кабина машиниста здесь уже располагалась только в головном вагоне поезда.

И сегодня при создании пригородных электропоездов применяется схема «прицепной-моторный». От этой серии взялось и обозначение нумерации вагонов (чётные – моторные, нечётные – прицепные, 01 и 09 – головные), схемы составности и не только. Максимальная скорость такого поезда тогда составляла 130 км/ч, а скорость до 100 км/ч он набирал за расстояние 2,5 км.